decision making wide

 

Процесс принятия решения.

Человеку свойственно принимать решения каждый день. Периодически мы сталкиваемся с необходимостью принятия определенного и важного для нас решения. Некоторые решения могут быть приняты интуитивно, некоторые опираются на опыт и знание. Повседневные решения обычно принимаются без глубокого обдумывания. Для принятия более менее важных решений приходится умственно потрудиться. В данной статье речь пойдет о принятии решения в предпринимательской деятельности, поэтому данный процесс будет рассматриваться как систематизированный процесс, требующий рационального подхода со стороны лиц, принимающих решение.

Для начала определим ряд факторов, которые в наши дни влияют на принятия решения.

Время.

Время представляет собой ограничивающее явление. Всем приходится сталкиваться с таким понятием как срок, то есть поставленные задачи надо выполнить за определенный промежуток времени, которого традиционно всегда не хватает. Отводимое время в некоторой степени влияет на качество и правильность принятого решения. Также можно поторопиться или опоздать.  В качестве фактического примера рассмотрим предпринимательскую деятельность в сфере поставки праворуких автомобилей из Японии. Известно, что с недавнего времени был введен запрет на ввоз этих машин, к тому же были изменения в таможенных пошлинах в связи с вступлением нашей страны в ЕврАзЕС. Информация о том, что такие изменения наступят была в каком-то плане известна, но впоследствии принятия определенного решения некоторыми предпринимателями несколько сотен автомашин просто простояли на таможенных пунктах. Это, как правило, привело к дополнительным расходам и потере намеченной прибыли.

Информация.

В процессе принятия решения она носит замедляющий или ускоряющий характер. С одной стороны, живя в веке информации и с развитием интернета, поражает обильность информации. Порой можно захлебнуться в процессе поиска информации и приходится тщательно фильтровать чтобы подобрать то, что нам необходимо. С другой стороны, иногда критически не хватает той или иной нужной информации. Нехватка сведений влечет за собой неопределенность. В качестве гипотетического примера рассмотрим деятельность металлобрабатывающего цеха, владелец которого решил внедрить современные технологии для производства стальных изделий. Допустим, было решено закупить оборудование для плазменной резки металла. Обычно, на нашем рынке довольно трудно найти такой станок в наличии у кого либо. Зная это, хозяин решает найти подходящие варианты в интернете. Введя в поисковиках слово «плазменный резак» на русском языке, он сталкивается со множеством сайтов российских, украинских и казахских поставщиков. Если введет то же на английском «plasmacutter» или «plasmacuttingmachine», то найдет множество вариантов из Китая, США и Европы. Все это порождает вопрос – где и как все же выгоднее приобрести? Диалектика проблемы такова - очень много информации про поставщиков, но дефицит информации для ответа на вопрос - какой же из этих поставщиков предлагает товар с оптимальным соотношением цены и качества?

Субъективность.

Под этим подразумевается субъективность самих лиц, принимающих решение. Порой на принятие того или иного решения влияет жизненный опыт, полученные знания, характер, порядок мышления и мировоззрение человека. Путем самообразования и самосовершенствования можно добиться навыков сознательного контроля над процессами принятия решений и положительных результатов.

Риск.

При нынешней экономической ситуации в стране, да и во всем мире, многим предпринимателем наверное приходится нелегко при осуществлении своих дальнейших планов. Нестабильность на рынке валют, политическая неопределенность, потенциальные перемены в потребительском спросе, все это факторы, зарождающие риск и влияющие на суть самого решения. Логично предположить, что чем выше риск, тем сложнее принимать решение, тем больше необходимо время для анализа и тем больше чувствуется ответственность. Как фактический пример рассмотрим деятельность коммерческих банков. Ставки кредитования бизнеса коммерческими банками, как правило, базируются на ставках центрального банка, а последнее зависит от экономической ситуации и уровня инфляции в стране. Например, для развития бизнеса при кредитовании в национальной валюте в сумме до 300000 долл., KICBназначил процентную ставку от 20% до 28.5% годовых (Сентябрь, 2015 http://kicb.net/ products_and_services_private/priv_loans/predpr). Для сравнения, ставки бизнес кредита в США в среднем 6-8% годовых. Можно предположить, что высокие ставки в нашей стране обусловлены сравнительно высоким уровнем инфляции. Таким образом, банкам необходимо принимать решения для минимизации рисков и потерь.

Наряду с изложенными выше основными факторами, конечно могут иметься и много других факторов, которые будет влиять на наше решение. Теперь перейдем к самому процессу принятия решения. Процесс можно разделить на шесть этапов.

  1. Диагноз проблемы (определение сути дела)
  2. Сбор информации
  3. Анализ и оценка альтернатив
  4. Выбор альтернативы
  5. Реализация
  6. Общая оценка и обратная связь
Диагноз проблемы (определение сути дела)

Перед тем как принимать определенное решение очень важно вникнуть в реальную ситуацию и понять какие проблемы мы собираемся решить, какую именно выполнять задачу. Возможно, это самый важный этап в процессе, так как последующие этапы будут напрямую зависеть от того, насколько четко мы сформулируем проблему. На данном этапе важно ответить на ряд вопросов:

- В чем заключается суть проблемы/дела?

- Почему мы должны решить эту проблему?

- Каковы ограничения в плане времени и ресурсов?

Иногда спуститься к корню проблемы можно несколько раз задавая вопрос «Почему?».

Рассмотрим на примере фирмы по производству мебели.

Проблема: Клиент отказывается от заказанной кухонной гарнитуры.

Почему? – Мебель не была доставлена в срок.

Почему? – Не успели вовремя завершить сборку.

Почему? – Не хватило МДФ плит.

Почему? – Предыдущий заказ был большой, пришлось израсходовать.

Почему? – Не было достаточно плит на складе, поставщик не успел своевременно поставить.

Корень проблемы: Сбои в поставках материалов.

Сбор информации.

После того, как мы ясно себе представляем в чем заключается суть проблемы, можно приступить к сбору необходимой информации. В наши дни очень много источников информации. Важными свойствами получаемой информации являются достоверность, цена информации, имеет ли информация отношение к нашему делу(релятивность), точность.

Для примера возьмем тот же мебельный цех, у которого суть проблемы является в сбоях поставки МДФ плит. Для решении проблем скорее всего им придется сменить своего поставщика или же принять меры для минимизации потерь при раскройных работах. Допустим, владелец все-таки пришел к выводу, что ему необходимо найти более стабильного поставщика. На данном этапе, владелец будет искать и собирать всю необходимую информацию про поставщиков МДФ плит на рынке. Естественно, необходимо будет запросить ценовую котировку, объемы поставки за необходимый период, сроки поставки, технические детали материала и т.д.

Анализ и оценка альтернатив. Выбор альтернативы.

После того как у нас появились ряд целесообразных альтернатив, нам необходимо выработать конкретные критерии, по которым мы будем тщательно оценивать и сравнивать эти альтернативы. У каждой сферы деятельности будут свои критерии. Нужно правильно их определить и приоритезировать в зависимости от важности. В случае принятия решения группой, можно использовать метод «Мозговой штурм». Участники группы высказывают свои мнения и идеи касательно вопроса. При конструктивном подходе таким способом можно добиться хороших результатов.

Для облегчения работы можно составить таблицу с описанием альтернатив и критериев, придать критериям цифровое значение по 5-и бальной шкале, оценить каждую альтернативу согласно критерию, в итоге выбрать вариант с максимальным цифровым значением.

На примере владельца мебельного цеха это будет выглядеть примерно вот так:

Критерий №1

(Стоимость)

Критерий №2

(Срок поставки)

Критерий №3

(Качество)

Итого

Вариант №1

(Поставщик Фирма А)

3 2 4 9

Вариант №2

(Поставщик Фирма Б)

4 3 5 12

Вариант №3

(Поставщик Дүйшөн байке)

4 2 4 10

Вариант №4

(Поставщик завод-производитель)

5 1 5 11

По таблице видно, что оптимальный вариант поставки предлагает Фирма Б.

Реализация.

Данный этап подразумевает совершение определенных действий после того как решение принято.

Общая оценка и обратная связь.

На данном этапе важно проанализировать как принятое решение и его реализация отразятся на результате. Возможно могут быть какие-либо упущения или ошибки, а возможно появятся и более эффективные пути решения задачи. В случае неудовлетворительных результатов можно искать упущения в определенных этапах или же вернуться к исходному этапу – определению сути проблемы. 

При необходимости можно привлечь специалистов. Например, для анализа альтернатив на сегодня имеется ряд методов от математических матриц до системного моделирования с помощью компьютерной технологии. Важно совершенствоваться в выполнении надлежащим образом каждого этапа процесса принятия решения.

В последующих статьях мы продолжим делиться с вами полезными сведениями для развития вашего бизнеса.

 

 

Автор статьи: Мамараимов Камиль
Дата публикации: 25.10.2015
4.7/5 оценка (3 голосов)

Добавить комментарий

Защитный код Обновить